Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Технология деловой игры

Технология деловой игры как методика гражданско-патриотического воспитания

1

2

3

Главенствующим направлением работы подросткового клуба по месту жительства «Патриот» при МБОУ школе № 13 г.о. Самара является гражданско-патриотическое. В работе клуба мною применяются различные технологии гражданско-патриотического воспитания, в том числе, направленные на взаимодействие в социуме, развитие системы социального проектирования, умения взаимодействовать и устанавливать связи с партнерами.

Знание социальных проблем общества, интересов граждан является неотъемлемой частью в формировании гражданско-патриотических качеств личности.

Одной из главнейших задач, стоящих перед воспитателями, является организация взаимодействия с представителями социума таким образом, чтобы оно имело продолжение за рамками воспитательного процесса. И здесь необходимо применять новые воспитательные технологии, которые смогут помочь воспитанникам клуба Патриот исследовать и обсудить вопросы, остро стоящие в обществе и волнующие представителей различных социальных слоев.

На сегодняшний день, одной из таких технологий, новой в современном воспитательном процессе, является технология «Деловой игры», направленная на изучение какой-либо проблемы современного общества и погружение в эту проблемы с точки зрения всех заинтересованных сторон.

Деловая игра способна раскрыть все стороны вопроса, стоящего перед участниками. В ходе игры предметами для обсуждения могут стать социальные, профессиональные, управленческие, научные проблемы, проблемные ситуации. В полемике участники взаимодействия получают возможность как высказать собственное мнение, так и вступить в спор по означенной проблеме, отстоять собственное мнение.

Ярким примером использования методики деловой игры может
служить Деловая игра «Перепись населения: плюсы и минусы», проведенная 19 октября 2010г. активистами клуба «Патриот» совместно с социальными партнерами: Администрацией Самарского района г.о. Самара, Городским Школьным Парламентом, Телекомпанией «ГИС-TV».

Данная игра была выстроена поэтапно.

Первый этап:

В октябре 2010г. была проведена Всероссийская перепись населения. Именно это событие подтолкнуло активистов клуба «Патриот» к разработке деловой игры, которая поднимала бы острейшие вопросы переписи. Также основной задачей данной деловой игры стало привлечение внимания к проведению переписи, необходимости участия в переписи.

Второй этап:

На данном этапе перед активистами была поставлена задача – изучить историю проведения переписи населения, выяснить результаты переписи 2002г., определить основные вопросы, которые волнуют граждан России в связи с проведением переписи. В помощь активистам была разработана памятка по проведению переписи.

Третий этап:

Активисты разделились на различные социальные группы: простые жители, переписчики, представители СМИ, милиционер, чиновник, судья, статист, юрист. Перед представителями социальных групп была поставлена задача – исследовать проблему проведения переписи с точки зрения своей социальной роли.
Для каждой группы были проведены консультации по вопросам обществознания и истории. В помощь ребятам веб-группа клуба «Патриот» разработала буклеты, в которых была отражена социальная реклама переписи.

Каждому из участников необходимо было изучить:

1) ФЗ «О проведении Всероссийской переписи населения 2010г.».
2) Статистику Всероссийской переписи населения-2002.
3) Материалы СМИ (газетные издания, телевидение, Интернет ресурсы). Примерную тематику вопросов, которые будут задавать переписчики.

Четвертый этап:

Для проведения деловой игры был разработан сценарий. 19 октября 2010г. в актовом зале МБОУ школы №13 г.о. Самара собрались представители различных социальных групп, чтобы вместе ответить на вопросы: «Нужна ли перепись населения в 2010г.?», «Плюсы и минусы проведения переписи населения».

Пятый этап:

Этап рефлексии. Совместно с представителями ГШП были обсуждены результаты игры. Председатель ГШП Константин Асабин подчеркнул важность проведения таких игр, способствующих формированию гражданской позиции у учащихся. Каждый из участников игры высказал свое мнение о том, что получилось и что не получилось в ходе игры. Особенно была подчеркнута возможность представить 2 варианта развития событий переписи населения, как положительного, так и отрицательного.

Однако участники сошлись во мнении, что от того, как качественно будет проведена перепись населения, во многом, как правильно мы спланируем жизнь. Правильно спланируем размещение детских садом, школ, больниц, как будут использованы эти сведения для бизнеса, для того, чтобы правильно учесть возможности развития бизнеса в наших регионах, размещение предприятий бытовых услуг, кинотеатров, предприятий связи и т.д. Будем понятно, сколько требуется новых рабочих мест, где необходимо создание дополнительных рабочих мощностей.

4А главное – оттого, как граждане РФ буду участвовать в переписи, в значительной степени будет зависеть развитие нашей страны и благосостояние каждого человека. Итогом работы по данной методике стало предложение проведения данного вида игр как можно чаще и с привлечением большего числа участников и социальных партнеров.Данная деловая игра стала отправной точкой для использования такой воспитательной технологии в работе клуба.

За пять лет работы педагогом- организатором и активом клуба была разработаны, организованы и проведены деловые игры:

  • «Я живу в компьютере» (март 2011г.) по проблеме компьютерной зависимости подрастающего поколения от компьютерных игр и соцсетей. Данную проблему обсуждали «врачи», «подростки», «родители», «владельцы соцсетей». На игру для анализа существующей ситуации были приглашены медики ил Самарского областного медицинского центра для подростков;
  • «Может ли быть успешным человек, не имеющий профессию?» (апрель 2013г.). Целью данной игры была выработка единого мнения о необходимости получения профессионального образования выпускниками 9-х, 11-х классов. Именно учащиеся 9а класса школы и стали инициаторами проведения игры на данную тему.Роли участниками были выбраны не случайно: и здесь играли уже не только «родители», «педагоги», но и «представители» вузов, службы занятости, производств. В подготовке материалов большую помощь ребятам оказали родители и представители Городской службы занятости.
    • «Почему наши дети гибнут на дорогах?» (22 сентября 2012г.). Эта игра была организована в рамках городского месячника ПДД и предполагала анализ ситуации с детской смертностью на дорогах г. Самары.

    Сценарий: Ссылка на файл delovaya_igra_pochemu_deti_gibnut_na_dorogah

    Учащимся 7А, 7Б класса было предложено с различных сторон изучить проблему гибели детей на дорогах. В конце игры, после выступления «врачей-травматологов», «представителей ГИБДД», «прокуратуры», «водителей», участники игры высказали общее мнение о необходимости соблюдать меры безопасности при перевозке детей, изменения в законодательстве относительно наказания нерадивых родителей, пьяных водителей.

    И это далеко не полный список всех проведенных деловых игр. Воспитанники клуба, участники игр, приглашенные гости, консультанты – все отмечают необходимость таких мероприятий для правовой грамотности учащихся, для выработки умения аргументировано отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнению своих оппонентов, вырабатывать единую линию действий.

    5Игра «Может ли быть успешным человек, не имеющий профессию?»
    6Игра «Почему наши дети гибнут на дорогах?»
    7Игра «Я живу в компьютере»

    Мне кажется, что технология деловой игры, как одна из форм воспитательной работы, представляет собой форму моделирования систем отношений, характерных для данного социума.

    К этому необходимо добавить, что, являясь средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая игра выступает методом эффективного обучения.

    Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении и воспитании предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и, тем самым, смоделировать возможные социальные роли и социальные приоритеты, которые изберет для себя будущий гражданин нашей страны.

    Педагог-организатор О.А Ефремова